Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

Итоги

Этот раздел создан для того, чтобы свести все остальные к единому знаменателю. Трудно спорить с тем, что наше, Российское общество однажды обретет законченные черты информационного, постиндустриального общества, т.к. это - закономерный процесс. Однако, в связи с местной спецификой, выстроится в это новое общество удастся далеко не всем и не сразу.

Социализация и т.н. "social rate" масс при любом организации общества зависит от образования. Сильнее всего, конечно, проявляется эта зависимость с качеством гарантированного минимума образовательных услуг, в нашем случае - это школьное образование.
В связи с этим, информатизация школьного образования смотрится весьма органично и естественно. У  Школы, поставленной на такую основу есть множество преимуществ, и я назову лишь некоторые из них:

  1. Доступность любого типа образовательного контента
  2. Возможность постоянного мониторинга качества образования
  3.  Связность, интегративность полученных знаний, цельная картина мира
  4. Экономия учительского труда
  5. Экономия времени ученика и учителя
  6. Включение непосредственного общения через сеть в рамках образовательных задач
  7. Навыки выполнения различных типов задач на ПК и восприятия информации, предложенного в закольцованном, гипертекстовом формате, навыки самостоятельного поиска и усвоения подобной информации.

Это лишь малая толика преимуществ. Но что, же они являют собой при их реализации? Доступность образовательного контента сдерживается:

  1. Неразвитостью сетевых услуг в регионах, и как следствие, очень дорогой интернет посредственного качества практически на всей территории России, за исключением  крупных городов-миллиоников.
  2. Не рентабельность производства подобного рода контента. Никто не заинтересован в том, чтобы делать его ДОСТУПНЫМ.
  3. Отсутствие централизованной инициативы со стороны государственных организаций. Создание проектов, подобных «Единой Коллекции ЦОРов» - зачастую инициативы отдельных институтов и университетов, либо работа по отдельным грантам.

Возможность постоянного мониторинга сдерживается по внешне схожим причинам.Не существует пока ни программной, ни технической базы, способной отслеживать успеваемость и подробно – качество образования по всем регионам. А это досадное упущение, ведь такое отслеживание могло бы решить многие проблемы в зародыше, такие например, как не соответствие уровня школьного программы и требований основных государственных ВУЗов. 
Экономия учительского труда возможна лишь в отдаленной перспективе. А пока информатизация привносит в процесс обучения лишь «новую головную боль» - учителям постоянно приходится учится заново, посещать различные семинары, курсы и т.д. пока без видимой в ближайшей перспективе отдачи. Но это еще не самая большая беда – многие из этих курсов и семинаров платные, и пока не по карману учителям, стало быть, просто будут проигнорированы. С экономией учительского труда возникает еще одна проблема, больше этического характера . Некоторые учителя, особенно «старой кагорты» видят в повсеместной компьютеризации угрозу для своего рабочего места и статуса. Эдакие луддиты 21 го века. Нельзя сказать, чтобы в их опасениях не было толики правды, ведь с информатизацией остальных сфер жизнедеятельности , потребность в большом количестве трудовых ресурсов и правда резко упала, а уровень безработицы – вырос.
Навыки же общения, прививание с раннего детства «сетевой культуры» может обернутся самой настоящей интернет–зависимостью. Обойти эту деликатную проблему возможно с созданием внутренних , детских сетей, свободных от контента сомнительного плана и интернет-сервисов, подобных веб-блогам и MMPORG. Но на это опять же нужно время… и деньги.
Финансирование проекта информатизации образования – тоже весьма интересный вопрос. Официально,  в РФ принята даже целая «Концепция Информатизации Образования» и некоторые другие приятные законы. Однако, выглядит на деле это не так гладко, как на бумаге.
Да и трудно поверить, что с ИТ областью у нас что-то будет идти хорошо, пока даже высшие чины, вроде Медведева  не очень хорошо разбираются в предмете . Вот что например, сказал этот многоуважаемый человек по поводу шуточной инициативы одного из участника он-лайн вопросника:   "Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Анатольевич! В последнее время я серьезно озабочен проблемой образования детей в среде информационных технологий. Почему спрашиваю? Возможна ли в будущем поддержка таких проектов, как, например, мой чуть более чем наполовину готовый гипертекстовый векторный фидонет, который я невозбранно разрабатываю уже долгое время?"

Да, это интересный вопрос, и он достаточно давно уже висит в списке популярных вопросов. Он настолько меня заинтересовал, что я вынужден был к нему подготовиться, и вчера зарегистрировался в сети фидонет для того, чтобы понять, а что это за "зверь" такой, потому что, откровенно говоря, я до этого с фидонетом не сталкивался. Это интересно и полезно, так что большое спасибо Сергею Соколову, мы теперь тоже относимся к когорте "фидошников". Что это такое? Это отдельное пространство, которое сродни Интернету, но в то же время существует на более открытых принципах, и которое в меньшей степени коммерциализировано, чем, скажем, обычный Интернет, обычная электронная почта, потому что пользователи фидонета обмениваются своими посланиями бесплатно. Что там, на мой взгляд, неудобно? Я вчера поковырялся: там все-таки эти вот гиперссылки, которые в обычном Интернете присутствуют, в фидонете, в нормальном виде, привычном для обычных пользователей Интернета, отсутствуют, хотя с другой стороны, вот эти формы, которые там используются (эхоформы они, по-моему, называются), они интересны и они по самым разнообразным тематикам, так что, мне кажется, что задача создать гипертекстовый фидонет как минимум, актуальна, потому что я понял -именно гипертекста там и не хватает."

Этот вопрос и этот ответ стал грустной шуткой , хорошо иллюстрирующей безраличнее отношение гос. аппарата РФ к вопросам информатизации образования и ИТ в целом.
Ожидать правильных инициатив в такой ситуации было бы , конечно ,странно.
Однако, это не значит того, что простые граждане должны спокойно сидеть сложа руки. Особенно – жители таких городов, как Петербург и Москва. Здесь у всех желающих есть возможность повысить уровень своей информационной культуры в соответствующих центрах.  


рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007

 

Hosted by uCoz