Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

Информатизация образования как глобальная проблема на рубеже веков.

Рубежи веков в истории человечества не раз были связаны с глобальными переменами в осмыслении окружающего мира – реформацией на грани XVI–XVII вв., Просвещением на рубеже XVIII–XIX вв., поисками путей овладения материей и силами природы на границе ХIХ–ХХ вв. Конец XX века и начало третьего тысячелетия многие считают переломным в том смысле, что в наше время наступает новая эра в истории человечества – информатическое общество. По масштабу этот перелом сопоставляют с аграрной революцией и индустриализацией и называют его иногда в этом смысле “третьей волной”.
Но и помимо обычных для такого хронологического рубежа мистических ожиданий и пророчеств на этом рубеже веков возникли вполне реальные и рационально объяснимые проблемы и кризисы как глобального, так и локального характера. В ряду глобальных проблем, возможно, наиболее серьезная – проблема образования в целом. Его идеалы, цели, содержание, методы, технологии как бы теряют привычную устойчивость, иногда радикально меняя полярность. Если до нашей эпохи наука была озабочена приумножением и накоплением знания, то сегодня она в значительной степени сосредоточивается на способах овладения накопленным, признавая глобальную роль информатики в своем дальнейшем развитии. Гуманитарные науки и гуманитарное образование, естественно, являются неотъемлемой частью всех других наук и образования как такового, и им свойственны все болезненные вибрации всего мира познания, а также некоторые особые проблемы, сугубо гуманитарные, например сохранение и систематизация, с целью общедоступности, культурного наследства человечества, представленного в виде древних рукописей, книг, разнообразных видео– и аудиозаписей.
Но – “где опасность, там и спасение”.
Мне представляется, что самое существенное сегодня – найти понимание природы знания, адекватное радикально изменившимся за последние десятилетия условиям. Без этого мы вряд ли сможем внятно определить место и роль новых технологий в гуманитарном образовании. Мне кажется, мы должны отдавать себе отчет в том, что компьютеризация гуманитарного вуза (понимаемая как насыщение учебного пространства компьютерами), его информатизация (понимаемая как радикальное увеличение информационных ресурсов), – это не внешние факторы учебного процесса. И меньше всего эти процессы похожи на то, что принято рассматривать как помощь гуманитарному образованию техническими средствами обучения. То есть это не ТСО, а действительно принципиально иной тип знания, осваиваемого в новой информационной среде. Это более динамичная форма знания как такового и одновременно новая форма гуманитарного образования, в которой стираются различия между научным (исследовательским) и учебным, фундаментальным и прикладным знанием. Происходит сближение, а часто и синтез гуманитарного и естественно-научного знания, и становится видна искусственность и условность дисциплинарной структуры как учебного, так и научного знания. В новой информационной среде знание предстает как единая динамичная система, как живое знание.
Удивительным образом новая информационная среда полностью отвечает самым насущным потребностям гуманитарного образования. Она не только позволяет уйти от массовости, усредненности, нивелировки образования (это просто становится невозможным), но в полной мере только индивидуально и может быть использована в гуманитарном вузе.
Это своего рода погружение в систему единого знания, его личностное переживание, его усвоение как индивидуального опыта. Вполне понятно, что подобное погружение, при всем его творческом характере, требует тщательной и немалой подготовки.
Такое понимание знания дает нам возможность говорить о принципиально новой концепции гуманитарного образования.

МЕСТО РОССИИ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ

В России всегда были (и сейчас их немало) замечательные программисты и всегда отечественные компьютеры отличались чрезвычайно низким качеством (сейчас почти нет ни качества, ни самих отечественных компьютеров).
В последние годы компьютерный рынок в нашей стране резко вырос за счет импорта, и по этому показателю Россия сегодня приближается к европейским лидерам.
С одной стороны, как будто все неплохо, однако дальнейшая перспектива не вызывает оптимизма.
Во-первых, если Россия претендует на роль великой державы, то на покупной технике, даже самой лучшей, в этой роли долго не продержаться. Нужны свои высокие технологии по созданию и производству всего компьютерного комплекса. Во-вторых, связь между уровнем программирования и его материальной базой куда более сложная, чем в тезисе “больше компьютеров – выше уровень программирования”. Правда, экономическая и научно-техническая политика в компьютерной сфере не моя область.
Бурный рост продаж компьютерной техники на внутреннем рынке – это несомненный плюс, даже при условии, что большая ее часть, продаваемая в России, неизвестной сборки (при этом непропорционально меньше продается программный продукт: чаще всего, увы, он используется нелегально).
К сожалению, никто точно не может сказать, где и как в России используются компьютеры. Речь, конечно, не об учете, а об отсутствии представлений о реальной информатизации важнейших сторон деятельности общества. Подозреваю, что большая часть компьютерного парка России используется в качестве игровых автоматов, пишущих машинок, а то и просто модного элемента офисного дизайна. Может быть, так и должно быть в наших условиях: массовая информатизация в России только в начале пути – и люди должны к ней привыкнуть.
Но, с другой стороны, вызывает сомнение сама возможность сохранить уровень закупок компьютерной техники в России. Первое насыщение произошло, и дальнейшее движение возможно лишь за счет распространения компьютеров непосредственно среди индивидуальных пользователей. А много ли в российских квартирах персональных компьютеров? Чисто экономическая проблема? Нет, конечно.
Возьму на себя смелость сказать, что в России пока низка компьютерная культура, достаточно серьезно подсознательное в своей основе неприятие новых информационных технологий. Объяснение причин такого явления – отдельный захватывающий сюжет. Но для нас, тех, кто связан с гуманитарным образованием в России, задача очевидна. Мы должны компьютерную культуру воспитывать, терпеливо показывать, чего можно достичь с помощью информационных технологий,
и объяснять, каким образом они могут вывести нас на новый интеллектуальный уровень и как это расширяет личную свободу и личный творческий потенциал.

СОБСТВЕННО О ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Даже самые главные проблемы гуманитарного образования невозможно здесь просто перечислить, поэтому хочу остановиться на том, что больше всего меня волнует.
Размышляя о гуманитарном образовании, его сегодняшнем, особенно завтрашнем дне, я прихожу к выводу, что проблема образования вторична. Первична же проблема, каким будет (слава Богу, мы начинаем постепенно отвыкать от модальности “должен быть”) гуманитарий завтра? Что мы можем предусмотреть, а что нам недоступно представить даже в принципе?
Откровенно скажу: встречая нынешних пяти-шестиклассников, я с очень большим трудом могу себе представить, какие из них могут вырасти гуманитарии через 10–12 лет. Глядя на то, с какой легкостью и с каким обвораживающим интересом многие из них сегодня погружаются в “седьмой океан”, можно лишь предположить, что они с большей легкостью, чем люди моего поколения, научатся постигать новый язык современной эпохи, язык информатики, язык символов, язык интерактивного общения. Не мое дело погружаться в футурологические штудии на сей счет. Но мой профессиональный и гражданский долг – уже сегодня принимать решения, которые могут их непосредственно касаться. Одно из важнейших таких решений – реализация в РГГУ идеи опережающего образования.
Идея такого образования разрабатывалась академиком А.Д. Урсулом и нашла отражение во всех наиболее важных российских правительственных документах по высшей школе. Но важно не только дать зеленый свет этой идее, но и то, как эта идея воплощается в каждом университете.
В РГГУ в этом смысле создаются весьма благоприятные, если не сказать уникальные, возможности. И, пожалуй, важнейшая из них – последовательно воплощающийся принцип универсума знания. Кому-то может показаться, что говорить об универсуме университетского знания – это не более чем трюизм. Этимологически это, конечно, так. Но на практике эта изначальная идея университета реализуется далеко не везде, а если и реализуется, то в каждом университете по-разному. Предметный принцип высшего образования, ставший нормой для всех, содержательная разобщенность факультетов во многих университетах, междисциплинарные перегородки – все это со временем затвердело, персонифицировалось, превратилось в традицию. Преодолеть эту традиционность в так называемых классических университетах пока что не удалось. РГГУ же изначально создавался на основе идеи универсума, и теперь эта идея развивается по многим направлениям.
Единение гуманитарного и точного знания обеспечивается наличием в университете трех факультетов, на которых обучение студентов ведется на основе математики. Это факультеты информатики, защиты информации и лингвистики. Студенты этих факультетов получают широкое гуманитарное образование, причем его содержание нацелено не на информатизацию вообще, а на информатизацию гуманитарного знания. Усилиями этих факультетов достигается усвоение основ информатики и общей “компьютерной грамотности” всеми студентами университета.
Кафедра истории науки университета, ведущая преподавание на всех факультетах, призвана формировать осознание неразрывного единства человека с природой, его особой роли в природе и высокой ответственности за настоящее и будущее планеты. Этим обеспечивается единство естественно-научного, инженерно-технического и гуманитарного знания.
Создание в университете Школы современного искусства, Музея слепков им. Цветаева, Высшей школы реставрации, факультета музеологии, Института высших гуманитарных исследований – структур, открытых для студентов всего университета, дает возможность практиковать образование не только как освоение достижений науки, но и как постижение величайшего богатства всех искусств.
Идея универсума, а вместе с ней и принцип опережающего образования, реализуются в университете и за счет того, что всем студентам предоставляется возможность выбирать 30% курсов на любом факультете.
Конечно, многое в гуманитарном образовании изменить невозможно да и не нужно: общая структура специальностей, традиции ведущих научно-педагогических школ, эффективные методики... Но вместе с тем очевидно, что нынешние школьники будут жить в существенно ином мире и, боюсь, – в не менее драматичном и жестоком.
Потребность в гуманитарной культуре будет только возрастать. Сохранить и тем более развить гуманитарную культуру могут только свободные, творческие люди. Разумеется, они могут жить и работать только в демократическом обществе. Но одного этого мало: помимо определенных политических условий они нуждаются в профессиональной, творческой свободе. Им необходимо, относясь с уважением к любым авторитетам, не быть зависимыми от них. И самая главная независимость – информационная. Получая доступ к современным базам данных, будущий гуманитарий может строить свое индивидуальное информационное пространство, разрабатывать свои оригинальные концепции и модели изучаемых явлений и процессов. Информационная свобода является, таким образом, условием и, одновременно, формой свободы политической и творческой. Именно в обеспечении этой свободы и есть главный смысл информатизации гуманитарного образования.
Но все, конечно, не так просто. Освобождаясь от зависимости от “классических” авторитетов, будущий гуманитарий рискует попасть в зависимость к составителям баз данных, разработчикам программных продуктов, да и просто к компьютерам с их странной притягательностью.
Похоже, нет другого пути избежать этой опасности иначе, как научить гуманитария самостоятельно составлять собственные базы данных и критически оценивать имеющиеся и если не разрабатывать программы, то уметь выбирать наиболее подходящие... Другими словами – освоить этот вид культуры. А для гуманитарного образования в целом задача состоит в адекватной рационализации гуманитарного знания, ассимиляции имеющихся и разработке новых методов более строгого обращения со Знанием.
Вот почему проблема информатизации в гуманитарном образовании становится буквально определяющей, в том числе и при выборе стратегий развития гуманитарного образования в целом.
Для этого необходимо:
•  включение гуманитарных вузов в современные информационные сети;
•  создание и освоение новых информационных технологий в учебном процессе гуманитарного вуза;
•  сближение исследовательских и учебных процессов на базе новых информационных технологий.
Думаю, что создание инструментария гуманитарных наук, использующего современные способы работы с информацией, носит вполне гуманитарный характер и заслуживает глубокого и неторопливого обсуждения. Эта проблема очень многоплановая. Она включает в себя и создание информационных банков, и статистический анализ, и графическое представление информации, и многое другое. Но, вероятно, самым главным и самым трудным вопросом будет вопрос о применении математики, математических моделей и объединении метода моделей с традиционным инструментарием гуманитарных наук.
Именно сейчас рождаются новые возможности и новые идеи использования математики, идеи объединения формализованных методов, созданных математикой, с техникой анализа, традиционной для гуманитарных наук. И, что крайне важно, эти идеи получают ныне необходимую техническую и программную базу. Они как раз и открывают перспективы для подобного симбиоза.
Нельзя не остановиться еще на одной проблеме. Часто ли мы задумываемся над социальной ролью гуманитария? Да, хранить, приумножать гуманитарное знание, гуманитарную культуру. Но делать это только “в своем кругу”, только “для себя” или активно вступать в контакты с иными формами культуры, бороться с тем, что угрожает культуре как таковой? И если бороться, то как?
Думаю, вряд ли встретит серьезные возражения тезис о том, что чрезмерная сциентизация и технизация или, иначе, гиперболизированная рационализация нашей жизни несет угрозу самому существованию человечества. А корни этой чрезмерности, увы, в системе естественно-научного и инженерно-технического образования. Давно очевидна острейшая социальная проблема – гуманизация и гуманитаризация этой системы образования. Также очевидно, что эта задача одним естественникам и инженерам просто не под силу. Но и механическое введение гуманитарных дисциплин в технических вузах, как показывает опыт, мало что дает. Проблема обозначена, но эффективно не решается.
Необходима как бы внутренняя гуманизация и гуманитаризация естественно-научного и инженерно-технического образования. Ответственнейшая социальная задача гуманитарного образования – реформирование, или, если хотите, спасение другой части образования. В какой-то мере для гуманитарной науки и образования – это и проблема самоспасения тоже.

 

рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007

 

Hosted by uCoz