Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

Карманный Персональный Компьютер как инструмент учителя информатики

Сегодня учителю в своей деятельности приходиться работать с большими объемами информации. Традиционные способы организации информационного потока во многом не справляются, огромное количество информации необходимо просто запоминать. К сожалению, в России учитель вынужден заниматься не только своейпрямой профессиональной деятельностью, для того чтобы прокормить семью приходится подрабатывать, а значит планировать и организовывать свое время, так чтобы все успеть. На современного человека обрушивается лавина информации: надо помнить обо всех назначенных встречах, иметь под рукой нужные номера телефонов, и многое другое. Объем, запоминаемой информации катастрофически увеличивается, поэтому приходиться использовать «внешнюю память». До покупки Карманного Персонального Компьютера (далее КПК) в моей сумке находилось множество разнообразных тетрадей, блокнотов, да и просто листов бумаги, все это имело свойство в нужный момент теряться, занимало много места, да и просто выглядело не эстетично. КПК же позволил собрать всю эту информацию в одном месте и избавиться от горы ненужной макулатуры. Поэтому автору этих строк уже совершенно не возможно представить свою жизнь без КПК.

Эта статья является результатом рефлексии из жизни молодого учителя. Как будет показано ниже, возможности современного КПК не намного уступают возможностям настольного компьютера или ноутбука, а его вес и компактность позволяют иметь его всегда под рукой в чехле на поясе. Стоимость некоторых моделей КПК вплотную приближается к стоимости среднего сотового телефона, существует внушительный рынок подержанных и «восстановленных» компьютеров такого типа. Сегодня вполне реально приобрести новую машинку за 200-250$, а подержанную и того меньше, функциональности ее вполне хватит для всех, описанных в статье применений. Кроме того, в случае организации централизованных закупок КПК конкретной школой можно с их помощью автоматизировать систему документации, путем введения дублирования классного журнала средствами КПК, организации внутришкольной системы коммуникации: рассылки основных школьных новостей, документации через WiFi .

Настоящие рекомендации прошли апробацию на Palm Zire 72, но в статье не будет привязки ни к конкретной платформе, ни к конкретному софту, описанные возможности существует как у КПК на базе Palm, так и на Pocket PC. Предварительно заметим, что КПК не является усеченной версией настольного компьютера, а представляет собой особую компьютерную платформу, непохожую на настольный ПК ни железом, ни софтом. КПК использует особую операционную систему, в случае с Palm – Palm OS, в случае с Pocket PC – Windows Mobile.

Теперь попробуем проанализировать применение КПК для решения конкретных повседневных задач учителя:

Организация рабочего времени. Это задача, для которой собственно КПК и был придуман в свое время. Можно планировать свое рабочее время, завести расписание уроков, просто пользоваться функциями будильника. Использовать КПК совместно с мобильным телефоном позволяет делать звонки, принимать СМС. В КПК заметно удобнее вводить текст, поэтому набор СМС происходит быстрее, особенно если использовать периферийную ИК клавиатуру, достаточно недорогой, но очень полезный гаджет. Кроме того, существует особый класс устройств – коммуникаторы – это КПК со встроенным GSM модулем. Функций планирования времени в любом КПК великое множество, поэтому не будем на них подробно останавливаться.

Подготовка к уроку. КПК очень удобен в качестве хранилища текстовой информации, доступ к которой можно получить мгновенно, кроме того, на КПК можно хранить архив презентаций, которые можно передавать на ПК по средствам синхронизации через USB или Bluetooth . Использование КПК в связке с Bluetooth адаптером позволит получать данные из школьной Интранет. Например, существует возможность сделать дома презентацию к уроку, внести в нее правки на КПК и переслать, придя на рабочее место, в Интранет для демонстрации через проектор. На сервере появляется архив готовых презентаций, который можно по средствам КПК синхронизировать с домашним ПК. КПК вполне можно использовать и как просто «дискету», любая современная модель оснащена слотом для SD карт, максимальная емкость этих накопителей равняется 2м гигабайтам, что превосходит емкость CD диска и лишь в два раза меньше емкости одностороннего DVD диска. Соответственно всегда под рукой есть 2 гигабайта данных, которые можно легко переносить от домашнего ПК в школу и обратно.

Иногда во время урока (или во время подготовки к нему) необходимо срочно найти какую-то информацию: значение функции на изучаемом языке программирования, слово по словарю, иногда просто фамилию опоздавшего ученика. КПК успешно справляется с этими задачами.Можно хранитьна КПК конспекты уроков, поставить электронный словарь (многие известные производители имеют версии своих продуктов на КПК, например Abbyy Lingvo ), справочники по всем, изучаемым языкам программирования ( Delphi , Turbo Pascal, Visual Basic). На КПК представлено множество разнообразных калькуляторов, есть программы с поддержкой встроенного языка программирования, есть множество вариантов разнообразных электронных таблиц и систем построения графиков функций, удалось обнаружить специальное программное обеспечение, осуществляющее перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Это позволило максимально убыстрить проверку домашнего задания по соответствующей теме курса «Информатика и ИКТ».

Кроме того, на КПК есть возможность эмулирования некоторых компьютерных платформ, таких как: x 86, Apple II , Nintendo , Sega Genesis , Spectrum . Если три последние платформы можно использовать в основном для игр, хотя большой находкой было обнаружение большого количества разнообразного образовательного софта под Spectrum и Nintendo , то наличие рабочего эмулятора x 86 открывает большие возможности. Фактически КПК можно превратить в аналог 486 настольного компьютера. Соответственно на КПК удалось запустить DOS 6.00 в полной версии, что позволило поставить Turbo Pascal 7.0, Qbasic 4.5 и многое другое. Наличие компиляторов языков программирования позволяет оперативно проверять программный код, иметь библиотеку готовых программ, которые могут быть мгновенно вызваны прямо во время урока. Последняя возможность полностью реализовано пока только на Pocket PC, эмуляция DOS на Palm существует, но есть ряд проблем с ее реализацией.

Работа со статистической информацией. В ходе работы учителю необходимо обрабатывать массу разнообразной статистической информации, связанная с оцениванием работы учащихся, с посещаемостью уроков, адреса и телефоны учащихся и их родителей. Для хранения этой информации служит классный журнал, но не всегда он оказывается в нужный момент доступен, поэтому приходится этот документ дублировать и носить с собой массу всевозможных блокнотов, которые иногда теряются. Дублирование этой информации на КПК позволяет иметь ее всегда при себе, кроме того, на КПК можно выполнять специальные расчеты и вести статистику посещаемости уроков, успеваемости и т.д.

Проведение контрольных работ. Проведение контрольных работ по информатике организуется сегодня чаще всего в форме тестов. В нашей школе используется тестовая оболочка UTC , этот программный продукт позволяет на выходе иметь файл формата Excel 97 с результатами сразу всей тестируемой группы. Этот файл храниться на сервере компьютерного класса и по окончании тестирования синхронизируется с КПК, что позволяет в любой момент к нему обратиться и выполнить необходимую статистическую обработку. Во время практических работ на языках программирования ученики по окончании работы пересылают на сервер в свою папку текст, написанной ими программы (в формате *. txt ). Эти файлы также синхронизируются сКПК. Соответственно под рукой всегда есть архив выполненных работ, и при выставлении оценок за четверть им можно оперировать. Кроме того, этот архив можно показать родителям учеников, в случае возникновения спорных ситуаций.

Управление компьютерным классом. На КПК реализовано ряд средств удаленного управления ПК. На КПК есть telnet клиент с возможностью работы через Bluetooth , есть программа, позволяющая штатно завершить работу любого компьютера из класса (у меня установлена Win 2000 на компьютерах класса). Последняя возможность часто используется в случае, когда ученик не реагирует на мои слова об окончании урока.

Общение с коллегами. На КПК реализована возможность просматривать Интернет странички. Для этого я пользуюсь Bluetooth и штатным интернет броузером для Palm. Правда, экран КПК очень маленький 320*320 точек, так что качество просмотра соответствующее.

Есть и программы для электронной почты, которые поддерживают вложения и написание сообщений любой длинны. Я также пользуюсь ICQ клиентом.

Другие возможности КПК (учитель тоже человек). Современный КПК – полноценный мультимедийный компьютер с поддержкой воспроизведения звука в форматах mp 3 и wma, и видео, правда, обработанного специальными программами конвертации. Это возможность на уроках информатики практически не востребована, но может найти свое применение на уроках английского языка, где КПК может заменить кассетный магнитофон, при условии наличия внешних колонок.

К сожалению, в описываемой модели КПК нет возможности напрямую подключить мультимедийный проектор, что делает практически невостребованным его мультимедийный потенциал. А очень бы хотелось, так как для Palm есть весьма неплохие Flash плееры, я постепенно перехожу от PowerPoint на Flash , так как применение Flash позволяет существенно разнообразить иллюстративную часть урока. КПК как кинотеатр и как аудио-плеер используется мною по пути из школы домой и обратно. Что касается игр, то, к сожалению, современные КПК не поддерживают 3D графику, поэтому играть можно лишь в простые логические игры. У меня стоят несколько вариантов шахмат, шашки и, конечно, тетрис.

Завершая, хотелось бы отметить, что КПК может практически полностью заменить ноутбук. В своей повседневной практике я не встретил пока ни одной задачи, которая бы не могла решаться на КПК. Использование КПК, кроме чисто технических, имеет еще и психологический аспект. Учащиеся воспринимают КПК очень хорошо, это инструмент их поколения. Практически никто из учащихся ранее не видел КПК в живую, в школе даже появилась своеобразная мода на КПК и их количество стало расти в геометрической прогрессии.

рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007

 

Hosted by uCoz