Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

О некоторых аспектах информатизации образования

Говоря об информатизации образования, нужно вначале определиться с функцией этого процесса, движения (назовите как угодно). Следуя позиции Н. Лумана о том, что функция первична, а механизмы реализации, структуры - вторичны (механизмы реализации и структуры могут меняться, а функции остаются), мы полагаем: при организации процесса информатизации образования надо ставить вопрос не о том, каковы функции тех или иных структур, а о том, какие структуры могут возникнуть для выполнения той или иной функции.

Информатизация образования - не только и не столько техническая и финансовая проблема (в конце концов, они решаются). Информатизацию образования в первую очередь следует рассматривать в контексте педагогического (социально-педагогического) процесса, где она может и должна в современных условиях играть роль системообразующего фактора. В этом смысле информатизация образования несет две существенные функции, которые условно назовем частная и общая.

Под частной функцией мы имеем в виду информатизацию как часть учебного процесса, то есть реализацию образовательных программ информатики и использование (внедрение) информационных технологий в других образовательных областях.

Это чисто педагогическая (и отчасти техническая) задача, которая решается педагогическими (и техническими) средствами. В этом контексте информатизация образования ничем не отличается от педагогических проблем других образовательных областей. При таком подходе процесс обучения физике, химии или информатике рассматриваются как равноценные. Когда решается задача расстановки приоритетов в материальном обеспечении процесса обучения, то выбор между поставкой в школу оборудования химического кабинета или класса информатики практически равновероятен и определяется только целями школы. И тогда вполне правомерен вопрос: зачем тратить деньги на покупку компьютеров, создание корпоративных сетей, в то время как в школе отсутствуют оборудованные кабинеты физики, химии, технического труда?

Общая функция информатизации образования состоит в использовании интереса детей к компьютеру для достижения более широких и глобальных целей образования. Спросим любого ребенка: что ему нужно более всего, о чем он мечтает? Ответ очевиден - компьютер. Это уже социальный феномен, которым, к сожалению, всерьез не занимаются. Исследование этого социального феномена - необъятное поле деятельности и для ученых (социологов, психологов и т.д.), и для работников образования. Как выросшие дети будут относиться к обществу, их породившему, если оно не смогло (или не захотело) хоть как-то удовлетворить их интерес?!

Общая функция информатизации - функция социально- педагогическая. Поясню на примере. В 30-е годы крайне сильным был интерес детей к лётному делу. Какие мощные процессы были развернуты на государственном уровне и в системе образования для того, чтобы поддерживать этот интерес детей! И хотя летчиками стали лишь единицы из тысяч, "никто не ушел обиженным". Поражает, как был использован этот интерес детей для формирования мотивации к обучению. И не только к обучению, но и к воспитанию и развитию детей. Тогда было понято, что именно интерес детей является значительным средством, ресурсом развития образования.

Сегодня ситуация повторяется. Нам не нужно формировать интерес детей к обучению. Де-факто он уже опосредованно сформирован. Нужно только использовать этот интерес, построить механизмы мотивации детей к обучению, опираясь на имеющийся запрос детей. Иначе получается, что мы ищем ресурсы развития образования, и проходим мимо интереса детей, который может стать самым главным и важным ресурсом.

Решается ли эта задача на государственном уровне? Обратимся к Федеральной программе развития образования. В этом документе информатизация образования несет частную функцию и, соответственно, стоит в одном (не ранжированном) ряду с другими направлениями деятельности в сфере образования. Может быть, толчком к осознанию общей функции информатизации образования послужит Президентская программа информатизации сельских школ (почему только сельских?!)?

Когда мы рассматриваем информатизацию образования, имея в виду общую, социальную функцию, то следует говорить и о механизмах реализации и структурах, соответствующих этой функции. Только внешних притоков ресурсов недостаточно для решения проблем информатизации образования. Говоря о системе образования, о школе, нужно иметь в виду, что не столько внешнее воздействие, сколько внутреннее состояние системы определяет ее поведение. Поэтому необходимы, по нашему мнению, специальные социокультурные процессы - процессы культивирования единства частной и общей функций информатизации образования.

Коснусь только педагогического процесса. В этом случае информатизация - это не только освоение учащимися курса "информатика" и овладение основами информационных технологий. В сфере образования нужно выстраивать механизмы повышения мотивации познавательной деятельности учащихся в целом в процессе обучения, ориентируясь на интерес к информатике. Логика здесь достаточно проста. Если учащиеся стремятся участвовать в телекоммуникационных (от межшкольных до международных) проектах, то будут настойчиво готовиться к этой деятельности. А это ведет за собой необходимость овладения навыками коммуникации, серьезного отношения к освоению языка (русского - для Российских проектов и английского - для международных); если, например, это проект естественно-научного или гуманитарного направления, то потребуется соответствующая компетенция в данных областях знаний и т.д.

Механизмы, реализующие общую функцию информатизации, предполагают включение в этот процесс очень широкого круга участников. На уровне учреждения образования - это задача трансформации интереса детей к компьютерам в интерес к обучению через повышение мотивации познавательной деятельности. Такую задачу по силам решать педагогическому коллективу в целом.

С точки зрения управленческой общая функция информатизации образования позволяет расставить приоритеты и выстраивать способы деятельности и структуры, отвечающие механизмам реализации этой функции. Одним из эффективных механизмов реализации может стать разработка и внедрение целевых программ информатизации образования на всех уровнях. Программы должны носить явно выраженный приоритетный характер реализации и, соответственно, их финансирования. Степень приоритетности определяет и серьезность намерений исполнителей, и социальную значимость программы. Программы должны учитывать интересы всех возможных участников и партнеров и ориентироваться на интерес детей как один из главных ресурсов и факторов успешности реализации. Причем ясно, что эти программы должны учитывать социальный аспект информатизации и включать социальные механизмы реализации намеченного процесса информатизации (например, в условиях ограниченности ресурсов частичное решение проблемы финансирования путем привлечения средств родителей). Механизмы реализации программ, по нашему мнению, должны включать в себя не только механизмы ресурсного обеспечения и технические решения, но механизмы коммуникации, настройки, создающие общность между потенциальными участниками информатизации образования, механизмы увеличения коммуникации до уровня сложноорганизованной сети.

Считаем, что обсуждение не только частной, но и общей функции информатизации образования и механизмов и структур ее реализации может стать одним из направлений работы нашей секции. Заранее признательны за отклики на высказанную точку зрения на роль информатизации в современном образовании.

Всероссийский информационный форум
"Информатизация: стратегия развития городов"
10-13 октября 2000г.

к.т.н. Филимонов А.А.,
заместитель начальника управления образования администрации г.Омска,
директор центра развития образования        
О некоторых аспектах информатизации образования

 

рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007

 

Hosted by uCoz