Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

Электронные лекции

Возможно, дорогой читатель, словосочетание «электронная лекция» несколько непривычно и, в некоторой степени, дань моде, берущее начало от названия широкомасштабных программ «Электронная Россия» и «Электронное правительство». Правда, мы уже стали привыкать к названиям таких вузовских дисциплин «Электронная экономика», «Электронная педагогика», «Электронная коммерция». Тем не менее, оставим пока название «электронная лекция» как чисто условное для новой организационной формы проведения учебных занятий на базе применения современных средств информационных и телекоммуникационных технологий.

Следуя принципам преемственности и эволюционности, будем базироваться на определении классической лекции. Это одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, в отдельных случаях задавая вопросы, на которые преподаватель отвечает.

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала, в котором даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывается проблематика, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, концентрируется внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции являются одной из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они должны стимулировать активную познавательную деятельность, способствовать формированию творческого мышления. В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает в себя традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.

Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. В средневековых университетах основными методами преподавания были диспут и лекция. Слово «лекция» произошло от латинского «lectio», что означает «чтение». И действительно, в западноевропейских университетах в XIII – XIV вв. лекции представляли собой преимущественно чтение признанных церковью первоисточников с подробнейшими комментариями лектора. В XVIII-X1X вв. в университетах России лекция была простым «считыванием» с книги или тетради готового текста (отсюда – чтение лекции). Это и неудивительно, поскольку книги тогда были редки.

С развитием печатного дела и распространением книги лекция не утратила своего значения для высшего образования, однако способ ее изложения изменился. Лекция стала развиваться именно как форма ораторского публичного изложения учебного предмета. Совершенствуясь как жанр искусства публичного слова, она вышла за стены университетов и вообще высшей школы, стала широко распространенным средством распространения и пропаганды знаний.

На протяжении всей истории развития лекции у них были как противники, так и горячие защитники, о чем достаточно подробно рассказывается в литературе. Так, в 60-е годы XIX в. вопрос о лекции был поставлен особенно оригинально. Автором такой постановки явился знаменитый хирург и педагог Н.И. Пирогов. Страстный защитник идей развития самостоятельности и активности студентов, Н.И. Пирогов выдвинул предложение о том, что лекции должны читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым, нигде еще не опубликованным материалом или обладает выдающимся даром слова. Известные русские просветители, революционеры-демократы XIX в. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, касаясь проблемы организации занятий в высших учебных заведениях, также высказывались за усиление самостоятельной работы студентов, признавая, однако, значение лекций и видя ценность их в том, что они гораздо сильнее книги возбуждают любовь студентов к науке.

Интересно отметить, что в 30-е годы в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов. 19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принял постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В нем отмечалось, что следует применять лекции как метод преподавания, способствующий сближению профессоров с учащимися, с тем, однако, чтобы вслед за лекцией следовала основательная проработка материала под руководством ассистентов и при обязательном контроле профессора.

В настоящее время споры по вопросу роли и места лекций не прекращаются. Так, некоторые противники лекционного изложения учебного материала упрекают лекцию в том, что она приучает к пассивному, некритическому восприятию чужих мнений, замораживая стремление мыслить самостоятельно, причем, якобы, чем лучше лектор, тем больше вероятность некритического заимствования чужих мыслей. Другим недостатком лекционной формы считают то, что посещение лекций приучает к школярству и отбивает вкус к самостоятельным занятиям. Tpeтьи видят в лекции лишь «средство от бедности», в том случае, если курс не обеспечен учебником. Четвертые обращают внимание на различия в восприятии студентами лекционного материала, в результате чего некоторые студенты не могут осмыслить излагаемый материал и лишь механически записывают слова лектора.

Применение современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, прежде всего телевидения и Интернета, повысило потенциал лекций и, по нашему мнению, если не полностью, то в значительной степени сняло критику оппонентов в адрес лекционной формы учебных занятий. В информационно-образовательных средах Э-лекции могут быть текстовыми, звуковыми и визуальными. Они могут проводиться в реальном и нереальном "отложенном" времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется, чаще всего, телевидение, как это практикуется, например, в Современном гуманитарном университете. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения лекционных занятий, а при наличии проекционной техники – для проектирования изображения с монитора компьютера на коллективный экран, и для фронтального варианта, когда студенты могут коллективно присутствовать на виртуальной лекции, проводимой в реальном времени.

Исследование различных подходов к проведению Э-лекций в России показало, что целесообразно применение так называемых текстовых вариантов содержания лекции. В принципе, к тексту собственно лекции могут прилагаться дополнительные пособия – электронные учебные материалы в виде фрагментов научных статей и др.

Для того, чтобы оценить значимость такого вида Э-лекции, целесообразно напомнить о недостатках классического способа проведения лекции. Уяснение содержания учебного материала в процессе лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождающегося демонстрациями плакатов, схем, натурных образцов или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени и студент либо занят фиксацией его без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку и в более трудных условиях, а именно непосредственно вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе. Во втором – осуществляется активная работа по пониманию, но затруднена фиксация. Таким образом, понимание и уяснение содержания учебного материала из устных сообщений является поэтапным делом.

С нашей точки зрения, текстовая Э-лекция имеет следующие преимущества. У слушателя есть возможность многократного обращения к непонятным при первом чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у слушателя после уяснения содержания материала из текста, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления. Единственное, что студент теряет при этом, так это положительные психологические моменты общения с лектором (если тот действительно является хорошим оратором). Однако в Э-лекциях, представленных в виде текстовых файлов, вполне можно удовлетворить и требование эмоциональности изложения, например, с помощью специальных знаков, условно передающих человеческие эмоции.

Мы считаем, что первая встреча с материалом в письменной форме, а не непосредственно из сообщения преподавателя, предпочтительней, хотя это не совпадает со стихийно сложившейся традицией обучения взрослых. При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, когда после этого следует консультация, проводимая, например, по электронной почте.

Литература:
Андреев В.И. Педагогика. - Казань: ЦИТ, 2000.
Севергин М.Ю. Телевизионные образовательные технологии. Дистанционное образование в России // Материалы шестой международной конференции по дистанционному образованию. 25 - 27 ноября 1998 г. - М.: МЭСИ, 1998.
Усков В.Л. Web-Lecturing: новейшая технология преподавания на основе сети Интернет. Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конференции 11 - 12 октября 2001г. - М: МЭСИ, 2001.

*****

В издательстве "Логос" вышла книга А.А. Андреева "Введение  в Интернет-образование". Публикуемый материал – одна из статей книги. В ней освещаются основные аспекты использования в образовании сети Интернет. Рассмотрено современное состояние и перспективы Интернет-обучения. Представлен понятийный аппарат и терминология Интернет-образования, рассмотрены педагогические свойства глобальной сети. Охарактеризованы используемые в Интернет-образовании формы учебных занятий, а также инструментальные средства, позволяющие обучаться в сети, изложены технические и интеллектуальные требования к участникам процесса обучения.
Приобрести книгу можно, обратившись по тел. издательства 369-5819, 369-7727, 369-5668.

рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007

 

Hosted by uCoz