Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

Интернет-зависимость

Число людей, использующих возможности сети Интернет, растет во всем мире. По прогнозу Computer Industry Almanac Inc., к 2005 году число пользователей Интернет увеличится до 945 млн., а в 2007 г достигнет 1,46 млрд., более 52% всех семей мира будут владеть собственными компьютерами.

В настоящее время наибольшее число компьютеров находится в США (более 1822 млн.), Японии (более 54 млн.) и Германии (35,8 млн.). В этом списке Россия занимает 12 место (11,15 млн.).

За I полугодие 2003 года Интернетом пользовались 8% россиян, 19% индусов, 24% бразильцев, 30% китайцев, 37% мексиканцев, 30% немцев, 38% французов, 47% японцев, 50% англичан, 52% корейцев, 62% канадцев, 72% американцев. Чуть более 55% всех пользователей Интернет только получают и отправляют почту. Треть регулярно совершает сетевые покупки. 40% скачивают музыку из всемирной паутины. У 10% работа тесно связана с виртуальной реальностью.

Действительно массовым явлением Интернет стал в начале 90-х годов с появлением сервиса World Wide Web (Всемирная Паутина) и простых и удобных программ для просмотра Web-страниц — браузеров. Также значительно упростился процесс подключения к Интернету.

За более чем десятилетнюю историю массового распространения сети Интернет проявились как положительные, так и отрицательные факторы её воздействия на психику пользователей. Каковы возможные негативные последствия чрезмерного увлечения работой в сети Интернет:

1. Возникновение Интернет-зависимости. Симптомы Интернет-зависимости:
проведение большого количества времени в Сети (иногда до нескольких суток подряд);
зависимость настроения и физического состояния от нахождения в Сети;
серьёзные чувства к «виртуальным» знакомым;
состояние дискомфорта (сродни наркотической ломке) при препятствиях к работе в Сети.

Особенность Интернет-зависимости в том, что она является не химической, разрушающей организм, как курение, алкоголь, наркотики, а психологической, подобной, например, зависимости от занятий экстремальными видами спорта, азартных игр и тому подобных занятий.

Исследования по данной проблеме начались не так уж давно. В 1994 году Кимберли Янг разработала и поместила в Интернет специальный тест для выявления Интернет-зависимых пользователей. Из 500 откликнувшихся 400 были признаны таковыми. К. Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
навязчивое желание проверить e-mail (электронную почту);
постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

На сайте Клиники СПО Центр (адрес в Интернет — www.psyhelp.ru) размещен тест на Интернет-зависисмость К. Янг, адаптированный В.А. Буровой, где вы можете проверить себя.

Часто Интернет-зависимость трактуют слишком широко, относя к ней, например, компьютерную игроманию, хотя любители игр могут при этом вовсе не пользоваться Сетью.

Особенно разрушительной Интернет-зависимость является для отношений в семье. Чаще всего от проблем и жизненных реалий к интересным необременительным знакомым «уходит» отец семейства. Существует даже термин « cyberwidow » (компьютерная вдова).

2. Сужение сферы интересов. Основные интересы «уходят» из сферы реальной жизни человека во всё, что так или иначе связано с Интернет. В результате непривлекательными становятся такие события, как поход в театр, кино, на концерт, в гости или на вечеринку, да и вообще общение с людьми. Привычка общения в виртуальном мире, имеющая много особенностей, может вызвать трудности в общении с «живыми» партнерами, такие люди не вступают в брак, испытывают дискомфорт в коллективе, на работе.

Почему общение посредством Интернет так сильно привлекает людей, становясь, зачастую, альтернативой реальному общению? Дело в том, что в процессе общения в Интернет собеседники физически как бы не существуют, что снимает целый ряд барьеров, присущих обычному общению. Анонимность общения в Интернет позволяет человеку создать свой образ по своему выбору, представить себя кем угодно, надеть любую маску. Возникла даже поговорка «В Интернете никто не знает, что вы — собака».

3. Уход в виртуальную реальность. Под виртуальной реальностью в данном случае понимается продукт взаимодействия ее создателей и психической активности человека, участвующего в виртуальном процессе. Основная жизненная активность перемещается в виртуальную среду, в которой человек начинает проводить все больше времени. Полный уход человека в идеальный мир возможен, например, при глубоком разочаровании в мире реальном. Стремление уйти в виртуальную реальность может возникнуть в результате острого недостатка живого человеческого общения, невостребованности, невозможности самореализоваться, пережитой серии неудач, разлуки, потери.

Исследователи влияния сети Интернет на социально-психологические аспекты жизни общества весьма осторожны в своих суждениях. Бурное развитие Сети, увеличение количества её пользователей вовлекает всё новых и новых членов этого гигантского сообщества. Не станут ли ещё через десяток лет нормой поведения те моменты в психологии людей, которые мы сегодня отмечаем как негативные. Кто знает?

И всё же небольшой совет тем, кто не хочет запутаться в Паутине:
пусть Вам не изменит чувство меры, необходимое во всяком деле;
приоритеты в реальной жизни (интересная работа, увлечение, дружба, любовь) не позволят Вам полностью погрузиться в виртуальный мир.

Особого внимания требует увлечение Интернет подрастающим поколением, для которого это уже не загадочный мир, полный неведомого, а абсолютно рядовая среда жизненного обитания, в которой они себя чувствуют как рыбы в воде. Большинство детей имеет возможность работы в Сети дома, на работе родителей, у друзей, в Интернет-кафе. Часто в этом процессе не участвуют родители в силу того, что они заняты на работе или сами не умеют обращаться с компьютером или просто в это время уже спят. Бесконтрольная работа в Сети таит в себе достаточно серьёзные опасности:
доступ к порнографии самого разного уровня;
получение недостоверной информации, искажающей восприятие событий;
доступ к сайтам с негативной информацией, например, как изготовить взрывное устройство или наркотическое вещество в домашних условиях.

Основные виды деятельности подростков в Интернет:
общение с помощью chat, ICQ;
игры;
просмотр мультфильмов, видео, прослушивание музыки;
пересылка сообщений по E-mail;
навигация в Сети по интересам;
поиск информации для подготовки докладов, рефератов;
буксировка игр, программ;
участие в форумах, телеконференциях, голосовании;
создание собственных WEB-страничек;
участие в конкурсах, проектах.

Иерархия мотивов поиска информации в Интернет у подростков:
секс;
общение (чаты, ICQ);
развлечения и досуг (игры, фото, гороскопы, музыка);
профессиональный рост (доклады, рефераты);
информированность (погода, новости);
материальное самообогащение (цены, курсы валют, поиск работы);
образование и самообразование (журналы, библиотеки);

Психологи советуют родителям не оставлять ребёнка в Сети без присмотра. Конечно, система жесткого контроля или запретов в таком свободном мире, как Интернет, невозможна: такие меры приведут к обратному эффекту, «запретный плод сладок». Постарайтесь разделить увлечение вашего ребёнка, будьте рядом с ним если не физически, то хотя бы виртуально. Обсудите вечером с подростком, какие места в Интернет он сегодня (без вас) посетил, что ему там встретилось интересного, мягко подскажите верное поведение, направление, посидите рядом у компьютера, попросите найти для вас нужную информацию (погоду на завтра, кулинарный рецепт). Таким образом, вы сможете влиять на развитие взаимоотношений подростка с Сетью и вовремя заметить негативные моменты, если они появятся. В худшем случае Интернет может стать тем дудочником из города Гаммельна, который уведёт от вас ваших детей.

 

рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007