Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

К открытой информационной школе

tab1

tab2

Целью Федеральной Целевой Программы "Развитие единой информационной образовательной среды (2000 - 2005 гг.)" (ФЦП "РЕИОС") является создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей, в частности: единство образовательного пространства, повышение качества образования в России; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
При реализации стратегических целей и задач ФЦП "РЕИОС" в педагогической практике важно понять, что изменения, протекающие в образовании, есть следствие и причина смены формаций развития человечества. Мы живем в переходный период: индустриальная цивилизация трансформируется в информационную. Традиционное образование трансформируется в образование информационной цивилизации - информационное открытое.
Традиционная школа трансформируется в информационную открытую. Представим это схемой.
tab3
Рисунок 1.
Трансформация индустриальной цивилизации в информационную приводит к смене парадигмы образования, парадигмы школы.

Таким образом, сегодня нужно говорить не просто о модернизации общего образования на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), о совершенствовании образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных педагогических и новых информационных технологий, о развитии единой информационной образовательной среды, а о концепциях трансформации традиционной школы в открытую информационную, о концепциях трансформации традиционного среднего общего образования в информационное, открытое на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
В Федеральной Целевой Программе "Развитие единой информационной образовательной среды (2000 - 2005 гг.)" обозначены контуры формирования "информационно-технологической инфрастуктуры системы образования, которая включает: предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, средств технического обслуживания; создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования". Обозначены контуры создания учебно-методических электронных комплексов для учителя, ученика, образовательных порталов, электронных библиотек, автоматизированных информационных систем, для инфраструктуры системы общего образования.
Автор полагает, что сегодня уже сделаны первые шаги по формированию новой педагогической системы общего среднего образования, которую можно назвать электронной педагогической системой. Уже сегодня изменяется содержание общего образования, создаются электронные средства, методы и формы его трансляции в учебно -воспитательный процесс. А значит, формируется новая педагогика в общем образовании, которую можно назвать электронной педагогикой общего среднего образования. Позиции автора об электронной педагогике общего среднего образования будут изложены в разделе "Информационная организация учебно-воспитательного процесса".
В ФЦП "РЕИОС" отмечено: "учитывая новизну и сложность проблемы развития информационно-образовательной среды, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями". Экспериментальный поиск требует системного подхода к реализации стратегических целей и задач ФЦП "РЕИОС" на всех уровнях общего образования, в том числе, и на муниципальном уровне с учетом понимания его эволюционной составляющей планетарного масштаба.
Один из таких вариантов системного подхода к трансформации традиционной школы в информационную предлагается сегодня автором на примере муниципальной целевой программы "Информатизация общего образования г. Сочи (2000 - 2005 г. г.)". Она прошла профессиональную экспертизу в Минобразовании РФ и получила положительную оценку как "инновационная базовая модель развития образования региона" (письмо Минобразования РФ от 28.07.2000 г. № 43 - 58 - 031/03 - 04). Рассмотрим ключевые ее аспекты.
Информационная модель общего образования как основа трансформации традиционной школы в открытую информационную. Стратегической основой реализации программы информатизации, развития ЕИОС является информационная модель общего образования.
tab4


Подпрограмма 1.
Семья.

 

Подпрограмма 1.
Психолого-педагогические особенности информационной организации учебно- воспитательного процесса

Подпрограмма 2.
Ученик.

 

Подпрограмма 2.
Изменение содержания и методов обучения на основе интеграции традиционных информационных технологий.

Подпрограмма 3.
Кадры.

 

Подпрограмма 3.
Программы. Стандарты. Компьютерное тестирование.

Подпрограмма 4.
Образовательные учреждения.

 

Подпрограмма 4.
Методика информационной и коммуникационной педагогики.

Подпрограмма 5.
Целевые программы.

 

Подпрограмма 5.
Предметно-ориентированная информационная среда гуманитарного цикла.

Подпрограмма 6.
Непрерывное образование.

 

Подпрограмма 6.
Предметно-ориентированная информационная среда естественно-мат. цикла.

Подпрограмма 7.
Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

 

Подпрограмма 7.
Интернет-ресурсы.

Подпрограмма 8.
Финансы.

 

Подпрограмма 8.
Школьная библиотека. Медиацентр электронных технологий.

Подпрограмма
9. Материально-техническое обеспечение.

 

Подпрограмма 9.
Дистанционное образование. Виртуальная школа. Электронные библиотеки.

Подпрограмма 10.
Перспективное планирование.

 

Подпрограмма 10.
Спутниковое учебное.

Подпрограмма 11.
Оперативное управление.

 

Подпрограмма 11.
Информационная организация системы повышения квалификации.

Подпрограмма 12.
Учет, отчетность, статистика.

 

Подпрограмма 13.
Комплексный анализ состояния и тенденций развития системы общего среднего образования.

 

Рисунок 2. Блок - схема информационной модели среднего образования г. Сочи.
Информационная модель общего образования включает две подсистемы: первая подсистема - информационная модель управления образованием и процессами его развития; вторая подсистема - информационная модель организации учебно-воспитательного процесса. Данная информационная модель образовательной сферы отвечает требованиям интегративности: ее составляющие подсистемы взаимосвязаны, информативно самодостаточны и полны, что позволяет формировать отчеты по любым запросам абонентов информационной системы любого уровня, в том числе - абонентов intranet "Общее образование города Сочи".
Подсистема I. Информационная модель управления образованием и процессами его развития
Под информационным управлением образования понимается создание информационных потоков для работников сферы образования и смежных с ней отраслей, которые облегчат решение учебных, научных, экономических и административных задач. Для построения информационно-управляющей системы необходимо исходить из требований к информации, циркулирующей в рамках педагогической образовательной системы, а именно: требований федеральной отчетности; требований краевого департамента образования; требований городского управления по образованию; требований районного уровня; требований школьного уровня.
Примерный перечень подпрограмм (они могут изменяться, учитывая региональные особенности) информационной модели управления педагогической образовательной системой содержит их комплекс:
Подпрограмма 1. Ученик. Подпрограмма 2. Семья. Подпрограмма 3. Кадры. Подпрограмма 4. Образовательные учреждения. Подпрограмма 5. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса. Подпрограмма 6. Муниципальные целевые программы развития общего образования. Подпрограмма 7. Непрерывное образование. Подпрограмма 8. Инновационная и экспериментальная деятельность. Подпрограмма 9. Финансы. Подпрограмма 10. Материально-техническое обеспечение. Подпрограмма 11. Комплексный анализ.
Оптимально разработанная информационная модель позволит разрешить следующие противоречия, существующие в контурах управления образованием при формировании и организации в них информационных потоков: между структурной и функциональной сложностью системы образования, с одной стороны, и отсутствием мобильных информационных средств координации их функционирования; между наличием значительных объемов управленческой информации функционирования конкретной системы образования, с одной стороны, и потребностью, во-первых, в высокой скорости передачи и обработки этой информации и, во- вторых, в многоаспектном анализе с другой; между имеющимся объемом информации об отечественном и зарубежном опыте моделирования системы образования и организацией оперативного доступа к ней работникам образования.
Реализация информационной модели управления общим образованием
Реализация информационной модели управления общим образованием может осуществляться на базе интегрированной автоматизированной информационно-аналитической системы "Управление образовательным учреждением" компании "АВЕРС". АИАС "Управление образовательным учреждением - АВЕРС" содержит следующие функциональные подсистемы:
Делопроизводство: позволяет вести базы данных личных дел сотрудников и учащегося контингента учреждения; формировать адресную и алфавитную книги; в динамическом режиме создавать отчеты любых форм и содержания на основе шаблонов, в том числе стандартные статистические отчеты (ОШ № 1, ОШ № 5, ОШ № 9, паспорт школы); готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения.
tab5
Рисунок 3.
Функциональные подсистемы автоматизированной информационно-аналитической системы
"Управление средним образовательным учреждением"

Планирование: позволяет формировать структуру учреждения; рассчитывать учебный план и сетку часов; проводить распределение педагогической и дополнительной нагрузки преподавателям; в автоматическом режиме, исходя из информации о структуре учреждения, на основании утвержденных типовых штатных расписаний, составлять штатное расписание учреждения; производить назначение сотрудникам надбавок и доплат, предоставляет данные для составления расписания занятий.
Успеваемость: позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей по отчетным периодам и срезам знаний по предметам, по учителю, по конкретному ученику, по классному руководителю, в целом по параллели, школе за любой период времени и выводить на печать в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Здоровье: позволяет осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и сотрудников учреждения; планировать проведение диспансеризаций и других профилактических мероприятий, контролировать их результаты.
Электронное расписание. Предлагается несколько версий известных фирм.
Приказы: позволяет определять циклограмму издания приказов по учреждению; готовить проекты приказов, издавать и контролировать их исполнение; вести книги учета приказов; вести учет движения учащихся.
Тарификация: позволяет определять структуру образовательного учреждения; вести базу данных личных дел сотрудников с указанием данных, необходимых для расчета тарификации сотрудника; производить назначения на должности, контролировать перемещения; формировать справочники действующих в учреждении тарифных сеток, надбавок и доплат; строить статистические отчеты; готовить документы процедур аттестации.
Новый учебный год. При переходе к новому учебному году автоматически выполняются следующие операции: переводятся в архив оценки учеников по предметам, результаты успеваемости, данные о выпускниках, ученики 1 - 11 классов переводятся в следующий класс, школьные планы заменяются на новые, федеральный и региональный компонент заменяются на новые, нагрузка учителей приводится в соответствие с новыми учебными планами.
Аналитика: позволяет получать данные, необходимые для мониторинга степени обученности, качества знаний, успеваемости, проведения аттестации и управления переподготовкой кадров.
Библиотека. Медиатека: В качестве хранимой информации АИАС "Школьная библиотека" выступают: данные по библиотеке и ее структурным подразделениям; сопроводительные документы на объекты библиотечного фонда; данные по индивидуальному учету объектов библиотечного фонда; данные по пользователям библиотеки; работникам библиотеки; переоценочные коэффициенты для расчета стоимости библиотечного фонда; данные по планированию работы библиотеки на необходимый период.
Структурно АИАС "Управление образовательным учреждением" состоит из системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) функционально увязанных между собой при помощи локальной вычислительной сети школы (ЛВС). ЛВС обеспечивает через ее сервер взаимодействие рабочих автоматизированных мест директора, заместителей директора, секретаря-делопроизводителя, учителя, классного руководителя, библиотекаря, бухгалтера, медицинской сестры, которые пользуются разными правами доступа к базам данных.
tab6
Рисунок 4.
Модель перспективной организации информационного пространства учреждения среднего общего образования.

Специализированная система АИАС "Управление образовательным учреждением", предназначенная для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса. Она взаимодействует со всеми программными продуктами компании "Аверс": АИС "Школьная библиотека", АИС "Ревизор", АИС "Бухгалтерия", АИС "Бухгалтерия" и открыта для программных образовательных продуктов, предлагаемых на Российском рынке другими авторами, такими как АИС "Электронное расписание". Система прошла апробацию и имеет сертификат соответствия качества Института информатизации образования РАО.
В ЦФП "РЕИОС" отмечено, что "будут созданы корпоративные информационные системы, ориентированные на повышение эффективности управления системой образования на всех ее уровнях". Программные продукты компании "Аверс" могут стать основой интегрированной АИС системы общего образования России.
Интегрированная геоинформационная автоматизированная система управления общим образованием позволит создать электронный документооборот на основе единой корпоративной базы данных учреждений общего образования России, позволяющей в реальном времени оценивать состояние всей системы образования, эффективность ее функционирования. По предложению автора данной статьи произведена интеграция ИАИС "Управление учреждениями общего образования ("АРМ директора школы")" компании "Аверс" с программой формирования статистической отчетности "МО РФ" разработки ГИВЦ Минобразования Российской Федерации на уровне региональных органов управления образованием. Интегрированная геоинформационная система управления общим образованием способна автоматически формировать отчеты на уровнях учреждений общего образования разного типа (школы, гимназии, колледжи, ДОУ, ЦДО и начального профессионального образования), муниципальных, региональных и федеральных органов образования (ГИВЦ Минобразования РФ).
tab7
Рисунок 5.
Блок-cхема структуры управления развитием общего образования.

Школы автоматически сформируют документы ОШ - 1, ОШ - 5, ОШ - 9 в муниципальные управления образования.
Муниципальные структуры управления образованием предоставят в региональные управления образования отчеты по формам 76 - РИК, 83 - РИК, 103 - РИК, 1 - ДО сводная, СВ -1, Д - 4, Д - 7, Д - 8, Д - 9, Д - 11, Д - 12.
Региональные департаменты образования с помощью ИАИС подготовят для ГИВЦ Минобразования РФ документацию по формам 76 - РИК, 83 - РИК, 103 - РИК, 1 - ДО сводная, СВ - 1, Д - 4, Д- 6, Д - 7, Д - 8, Д - 9, Д - 11, Д - 12, 1 (профтех) сводная, 2 (профтех) сводная, 3 (профтех) сводная, 5 (профтех) сводная, 11 (профтех) сводная, 20 (профтех) сводная.
Геоинформационная база данных автоматически формирует отчеты на запрашиваемый срез информации и для внешних пользователей, таких как военный комиссариат, ОВД, здравоохранение, налоговая инспекция, социальные фонды.
Упорядочение информационных потоков приведет к тому, что за единицу времени будет использоваться все больший объем информации. Это информативно сокращает временной интервал на выполнение операций в сфере управления, информативно сближает взаимодействие объектов - сближает события. Благодаря этому усиливается действие причинно-следственных связей, что ведет к образованию новых взаимодействий, новых точек роста, новых контуров управления развитием образования.
В следующей публикации будет представлен материал об информационной организации учебно- воспитательного процесса, позиции автора об электронной педагогике среднего образования, о моделях информационных школ и их реализации.

Статья из журнала ВИО номер 17.

Литература

  1. ФЦП "Развитие единой информационной образовательной среды (2000-2005 г.г.)", Минобразование РФ.
  2. Ермолаев Л.А. и др.. МЦП "Информатизация общего образования города Сочи на 2000 -2005 г. г."//журнал "Вопросы интернет образования", № 1, http://vio.fio.ru, 2001.
  3. Ермолаев Л.А. Трансформация традиционной школы в открытую информационную в контексте организации единого информационного пространства России//журнал "Открытое и дистанционное образование", №4. - Томск: Ассоциациия "Сибирский Открытый Университет", 2003.
  4. Ермолаев Л.А. Проблемы организации единой информационной образовательной среды в современной школе"//Материалы конференции "Единая образовательная среда: проблемы и перспективы развития", Ассоциациия "Сибирский Открытый Университет", 2003, г. Томск.
  5. Ермолаев Л.А. К вопросу об организации единой информационной среды в системе общего образования"//Сборник материалов международного конгресса конференций "ИТО-2003", г. Москва.
  6. Заичко В.А., Лозицкий И.Г. Автоматизированная информационно-аналитическая система управлениz образовательным учреждением - основа для формирования единого информационного пространства школы"//Материалы конференции "Единая образовательная среда: проблемы и перспективы развития", 2003, г. Томск.

 

рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007

 

Hosted by uCoz