Информатизация в системе образования

Главная

История

Публикации

Словарь

Законы

Проекты

Ссылки

Итоги

Форум

Хайтек как средство самореализации

 

Беседу ведут:
* директор Института новых образовательных технологий и информатизации Российского государственного гуманитарного университета Сергей Кувшинов
* главный редактор журнала «Лидеры образования» Сергей Сафронов

ИНДУСТРИЯ УВЛЕЧЕНИЙ
С.С.: — Слово «новое», как известно, производит магнетическое воздействие. Особенно в образовании. В публикациях, выступлениях, различных концепциях педагоги и общественные деятели постоянно вворачивают словосочетание «новые технологии». Начинаешь уточнять, что под этим подразумевается,— выясняется: речь идет либо об интернете, либо об использовании программного обеспечения. Позвольте, но ведь образовательные технологии не обязательно реализуются с помощью компьютера! И какое же это новшество, столько лет ему уже?

С.К.: — Оказывается, вы названием нашего института недовольны! Ну а если серьезно, так повелось, что термин «новые технологии» в России стал практически синонимом «компьютерных технологий». Не знаю, как другие, мы же, заявляя о новизне, обозначаем активный характер внедрения компьютерных, коммуникационных и даже аудиовизуальных технологий. Сами технические устройства плюс методы работы с ними для решения какой-то образовательной задачи — все вместе обозначает это понятие.

Возможно, было бы правильнее назвать то, чем мы занимаемся, англоязычным термином edutainment. Или образованием через действие, через вовлечение учащихся в технологическую среду, которую они сами могут сформировать как медиаинсталляцию. Без традиционного в учебном процессе насилия и менторства.

Я постоянно задаю вопрос: почему в большинстве студенческих аудиторий всегда очень жесткие неудобные скамейки? Нельзя сделать их комфортными? Мне кажется, что ситуация до сих пор близка к XVII веку, к монастырской системе образования, где знания — это достижение истины через искусственно создаваемые ограничения и сложности.

Мир изменился, стал открытым, мобильным. Его делают удобным хайтек-устройства, которые несут необходимость новой операциональности, влияют на культуру. Прежде всего, культуру коммуникаций. Мобильный телефон, sms, электронная почта стали просто нормой, мы уже себя не мыслим в другой среде. Согласитесь, она далека от средневековья, и надо идти к ситуации, когда человек, учась, получает удовольствие от процесса приобретения знаний.

С.С.: — Edutainment созвучен entertainment, то есть развлечению. Или знаменитому девизу педагогов-гуманистов — учение с увлечением. Думаю, что в монастырях пытались объяснить, что настоящий опыт дается только трудом, нельзя лениться. Но вы правы, что, если есть инструменты, которые позволяют трудности преодолевать быстрее, нет смысла их переживать через трагедию. Что касается индустрии развлечений, то она стала серьезно влиять на массовое сознание, вообще роль медиа в обществе, особенно с развитием интернета, растет. Кстати, как вы хорошо знаете, в Великобритании есть такой отдельный предмет «Медиа». Дети учатся снимать клипы, пробуют себя в роли телеведущих, изучают психологию рекламы.

С.К.: — Вот-вот. Через съемку клипа идет углубленное изучение того или иного явления. Школьники делают маленький ролик, посвященный какой-то теме, например, по истории. Для этого самостоятельно ищут медиаматериал — видео, фото, музыку и аудиозаписи, монтируют. То есть сама технология для создания этого клипа приводит волей-неволей к тому, что они начинают разбираться не только в фактах, но и в способах исследования, представления, учатся компрессировать информацию, определять ключевые слова, главное. Форма влияет на содержание образования, у детей это рождает несколько другое отношение к учебному процессу.

ВОЗЬМИТЕ УЧЕНИКА В СОАВТОРЫ
С.С.: — Сергей Викторович, а как в вашем вузе идет внедрение нового?

С.К.: — Инновации нельзя сделать в лабораторных условиях. Если мы ставим пилотные эксперименты, в нашем случае по внедрению хайтека, они все ведутся, как в настоящих полевых условиях. Реальные студенты, реальный учебный процесс. Что-то получается удачно, что-то нет. Главное, не быть закрытыми от студентов, сделать их соавторами процесса. Мы на самом деле почувствовали, что значит партнерский учебный процесс, где наиболее сильные ребята, как правило, серьезно помогают преподавателю. Студенты очень четко понимают, что идет поиск, что нет готовых штампов, есть возможность для творчества.

С.С.: — Соавторство — очень важная для педагогики идея. Ведь тогда можно говорить о взаимном влиянии педагога и учащегося, о взаимной ответственности за процесс обучения.

С.К.: — Я бы добавил еще и важность взаимной заинтересованности в получении высокого результата.
Наш институт проводит ежегодно студенческий «биеналле». Его суть в том, что ребята представляют на суд профессионального жюри мультимедийные презентации. Они создают их на материале самых разных курсов: истории, искусствознания, компьютерной графики и т. д. Таким образом, для студента учебный процесс — это, простите за подростковый сленг, некий экшн, который имеет свой яркий финал, конкретный результат. Кроме того, молодежь всегда подвержена духу соревнования, стремится к самовыражению. Мы с помощью конкурса это стимулируем, а церемония подведения итогов превращается в настоящий праздник медийных и интерактивных средств обучения, где студенты учатся умению представлять себя. Кстати, материалы, которые они создают в рамках биеналле, могут быть вполне использованы в школе как учебные.

ОЦИФРОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
С.С.: — Человечество не рискует окончательно «оцифроваться»? Цифровая одежда, в которую включены и телефон, и компьютер с выходом в интернет, цифровое удостоверение личности, мобильный телефон и одновременно кредитная карта, каждый шаг протоколируется в базе данных… Мы говорим тут о творчестве, а не под угрозой ли личное пространство человека?

С.К.: — Такая опасность есть, и чем дальше продвигается мир в насыщении нашей каждодневной жизни средствами хайтека, надо признать — мы больше становимся его заложниками. Помните, есть в пьесе Шварца «Тень» такая фраза: «Тень, знай свое место». Вот и здесь — мы должны сделать так, чтобы хайтек знал свое место. Но чтобы действительно понять его роль и пределы использования, как это ни странно, надо полюбить хайтек.

С.С.: — Мне кажется, что ответом на технологизацию может стать движение за креативность. Освободившись от рутинных операций, человек может в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, мыслить нестандартно. Именно способность творить, придумывать и отличает нас от животных, да и в животном мире, кстати, есть креативные экземпляры. Если технологии помогут раскрепощать сознание, приучат школьников и студентов отличаться от других индивидуумов, то хайтек точно будет знать свое место.
Конечно, мы опять упремся в учителя, качество этой профессии, а точнее, в то, что от нее требует современный мир.

С.К.: — Учитель и преподаватель из источника знания превращается в дирижера, гида по знаниям. Уже нет смысла пересказывать тот же самый учебник, когда ребенок сам в состоянии его создать для себя, используя различные источники информации, базы данных. Хайтек открывает уникальные образовательные возможности. Например, в музее увидеть полотно, а потом на компьютере при колоссальном увеличении рассмотреть его оцифрованное изображение буквально до мазков. Вот она, природа, реальное явление, а вот — ее электронный образ, который помогает лучше понять, что ты видишь, дает более целостную информацию, позволяет самостоятельно ответить на многие вопросы.

С.С.: — Не случайно министр образования Великобритании недавно заявил о том, что его цель — трансформировать образование через технологию. Возможно, у нас этот процесс тоже не будет плестись в хвосте. Тут без таких энтузиастов, лидеров информатизации, как вы, Сергей Викторович, конечно, не обойтись. А в чем, по-вашему, главная задача лидера?

С.К.: — В том, чтобы «заразить» своих подчиненных и не только подчиненных, вирусом идеи, которую вы вынашиваете и в которую верите. Чтобы человеку, несмотря ни на какие семейные, временные и финансовые ограничения, ничто не мешало быть подвижником этой идеи. Вот это роль лидера — суметь к каждому подобрать такой ключ, объяснить ситуацию, зарядить энергией успеха. Моя ключевая идея заключается в том, что хайтек дает молодому человеку, да и не только молодому, возможность для самореализации. Причем, с разных сторон. Дело не в том, что тот, кто владеет компьютером, может найти высокооплачиваемую работу. С помощью хайтека он может сделать свою жизнь ярче и интереснее.

Журнал «Лидеры образования», № 6 2006.

рек

 

Для просмтора сайта рекомендуется браузер Internet Explorer 6.0 и выше

e-mail: hellgard@inbox.ru

Все права на опубликованные статьи и материалы принадлежат их авторам и размещены на сайте без цели коммерческого использования.

© Савельева Елена, 2006-2007

 

Hosted by uCoz